О проверке качества товара
Потребитель купил крупногабаритный товар - лодку и обнаружил в ней дефекты. В связи с чем, потребитель принял решение об отказе от договора, потребовав от продавца возврата уплаченных денежных средств, неустойку и штраф.
Первая инстанция требования потребителя удовлетворила. Вторая инстанция отказалась взыскивать неустойку и штраф, поскольку потребитель не передал товар продавцу для проверки качества, а ограничился лишь направлением претензии. Суд посчитал, что у продавца не было возможности добровольно удовлетворить требования ввиду отсутствия товара с дефектами. Кассационная инстанция с такими выводами согласилась.
Однако Верховный Суд Российской Федерации не согласился с выводами судов и указал, что в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлена общая норма о том, что доставка крупногабаритного товара для ремонта, уценки, замены или возврата потребителю осуществляется силами и за счет продавца. В свою очередь, нормы, которые обязывают потребителя направить некачественный товар для проверки продавцу, в законе отсутствуют.
Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что именно продавец обязан организовать доставку крупногабаритного товара для проверки его качества.
Основание: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 № 57-КГ20-16-К1